abc-people 28 январяУвеличить фотоЖители США готовятся отправить своих соотечественников в космос. Флорида - место отправки челнока "Челленджер" замерла в ожидании. Телевизионщики уже смакуют удачные кадры из космоса и готовятся сделать два пятнадцатиминутных фильмов о работе экипажа. Скоро наступит дата взлёта - 28 января 1986 года. Всё испортила случайность, никто не рассчитывал, что наступят холода, для Флориды чрезвычайные. "Шутка ли, на улице минус 27, кольца холода на челноке могут замёрзнуть и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена!", - предупреждают инженеры компании "Мортон Тайокол", поставщика ракет-носителей на твёрдом топливе. Но всё распланировано, сбоев быть не должно и НАСА даёт указ, чтобы старт не откладывали. На экипаж возложены большие надежды: нужно запустить в космос спутник связи, стоивший 100 миллионов долларов, провести несколько экспериментов на борту корабля, замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие двенадцати куриных эмбрионов. Кроме того, прямо из космоса планировалось вести уроки для младших классов. Для этого проводился огромный конкурс среди учителей США, по результатам которого лучшей учительницей была признана Кристина Маколифф. Итак, с мыса Канаверел 28 января в 11 часов 38 минут стартовал космический челнок "Челленджер" с семью астронавтами на борту. Спустя 13 минут многочисленные зрители, среди которых ученики третьего класса, которые приехали проводить свою учительницу, увидели взрыв челнока и обломки разрушенного корабля, разлетающиеся над Атлантическим океаном. Президентская комиссия установила, что катастрофа произошла из-за разрыва уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя под воздействием раскаленных газов. Произошло то, чего боялись все, но хотели предотвратить лишь немногие.
abc-people 28 январяУвеличить фотоСегодня день рождения дизельных двигателей, ведь именно 28 января Рудольф Дизель наконец провёл испытания первого пригодного для серийного производства двигатель внутреннего сгорания. Над сердцем машины учёный трудился 17 лет. Дизель пытался практически реализовать теоретическую схему теплового двигателя, описанную французским офицером Никола Леонаром Сади Карно ещё в 1824 году. Но в результате поиска значительно отступил от принципа "цикла Карно", главное соответствие осталось лишь в идее высокого сжатия. Благодаря его изобретению, произошёл качественный переход, дизельный двигатель превосходил бензиновые моторы того времени по КПД на 10–12%, а по экономичности – почти вдвое. До сих пор схема двигателя, утверждённая Дизелем, считается лучшей для двигателей внутреннего сгорания. Двигатель Дизеля экспонируется в Немецком музее достижений естественных наук и техники в Мюнхене. Учёному повезло меньше и его судьба не такая счастливая, как у его главного творения. В сентябре 1913 года Рудольф Дизель сел в каюту парохода, шедшего в Лондон и бесследно исчез.
abc-people 28 январяУвеличить фотоВ 1725 году 28 января на русский престол взошла Екатерина I. Настоящее имя императрицы - Марта Скавронская и её путь к царскому двору был тернистым. Марта родилась в семье литовского крестьянина, затем служила у лютеранского пастора Эрнста Глюка в Мариенбурге. Первый раз она вышла замуж за шведского капрала во время Северной войны. Это был короткий и несчастливый брак. Русская армия зашла в город в 1702 году, Марта приветствовала солдат и особенно графа Шереметьева, который находится в ранге генерала-фельмаршала. Будущая царица приглянулась фельдмаршалу и он взял её себе. Скоро её заметил Александр Меньшиков, фаворит Петра I, он отнял Марту у Графа. Осенью 1703 г. Петр I, увидев Скавронскую у Меншикова, забрал её и сделал своей сожительницей. Сначала Марта была обычной любовницей императора, но всё изменилось во время неудачного Прутского похода, когда Скавронская сумела подкупить великого визиря турецкого паши и спасла русскую армию от позорной капитуляции. Петр I за заслуги перед отечеством расторг брак со своей первой женой Евдокией Лопухиной и женился на Скавронской. Марта стала Екатериной Алексеевной. Екатерина не вмешивалась в политику, потому что была неграмотной, но родила императору 11 детей. Правда, выросли только двое: Анна, мать будущего императора Петра III, и Елизавета, будущая императрица. За несколько месяцев до смерти Пётр I уличил жену в неверности. Виллиму Монсу, который покусился на доступ к телу Екатерины, отрубили голову, а сама женщина избежала казни, благодаря приближённым императора, отговоривших его решать проблему кардинально. Пётр I не оставил распоряжения о престолонаследии, а желающих сесть на императорский трон было достаточно. Но ещё при жизни супруга Екатерина Алексеевна была провозглашена императрицей. Судьбу престола решали так называемые “птенцы гнезда Петрова”: Меньшиков, Апраксин, Толстой, Ягужинский, Брюс. Они избрали Екатерину. Императрица учредила Верховный тайный совет, которому передала все государственные функции.